Ахмет Байтурсынов

Жена Ахмета Байтурсынова  – Бадрисафа Байтурсынова (1878-)

Бадрисафа Байтурсынова вместе с передовыми личностями первой половины ХХ века перенесла все тяготы, и лишения выпавшего на их долю времени. Ее имени не было в списках деятелей Алашорды. Но она сыграла большую роль в судьбе выдающегося ученого и политика, одного из лидеров движения «Алаш» Ахмета Байтурсынова и была неизменной спутницей всей его жизни.

В народе из уст в уста передаются легенды об их чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через всю свою жизнь, полную лишений и страданий. Бадрисафа Мухамедсадыккызы смогла стать преданной женой Ахмета, она славилась слаженным характером, гостеприимством и мудростью. Долгое время о супруге Ахмета Байтурсынова мало что было известно.

Александра родилась в 1878 году в Челябинской области. До замужества жену Ахмета Байтурсынова звали Александрой Ивановной. Отец Александры работал объездчиком в Аманкарагайском лесничестве. После окончания семинарии в 1895 году молодого учителя Ахмета Байтурсынова прислали в новую школу поселка Аулиеколь. Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. Здесь он и поселился на квартире у родителей Александры, где он и познакомился с красавицей Александрой. В период их знакомства Александра Ивановна работала учительницей в русско-казахской школе в селе Аулиеколь, что в ста километрах от Костаная. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться.

В 1896 году молодые обвенчались по мусульманскому обычаю в мечети г. Троицк. Известный священнослужитель Зейноллаишан после обряда венчания записал Александру как татарку по имени Бадрисафа Мухамедсадыккызы Байтурсынову. Ахмет оставил жену в мечети на 2-3 месяца для изучения мусульманских обычаев и традиций. И до конца своих дней она не отступила от принятой веры. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам.

О том, как они поженились, вспоминает племянник Ахмета Самырат: «Я спросил дядю Ахмета, о том, как он женился на тетушке Падрес. Ахмет коротко ответил на мой вопрос: «Я многое пережил от царской власти, некому было меня поддержать, помочь. Вот тогда мне руку помощи протянула твоя тетушка Падрес. Когда мы пошли к Царскому государству, чтобы зарегистрироваться (стать на учет), нам не разрешили жениться, ссылаясь на то, что она другой нации. Тогда Александра взяла себе башкирское девичье имя Падриса». Тетушка Падрес была среднего роста, голубоглазой, светловолосой, обладала тонким голосом. Когда она разговаривала на казахском ее акцент походил на башкирский, татарский языки. Он разговаривала с нами на казахском, с уважением обращалась на «вы».

Год после свадьбы молодожены жили в Кустанае в доме № 145 (ныне ул. Абая). Затем молодая семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 (по другим источникам до 1907) года. Своих детей у пары не было, но они воспитали 3-х приемных детей.

Мало кто одобрял отношения молодых. Однако, как показало время, это была настоящая любовь. В Костанае и в Торгае старики уважали жену Байтурсынова за душевную щедрость. Лучшие качества ей удалось сохранить, несмотря на невзгоды: Ахмета не раз арестовывали, он прошел через тюрьмы и ссылки. А Бадрисафа тем временем из скромной девушки выросла в сильного человека со стойкой волей и твердым характером.

Бадрисафа была замечательной снохой. Народ ее звал «белолицей невесткой».

Из книги «Алтын бесік»: «…В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь.

Они хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга».

Бадрисафу любили и уважали не менее Ахмета. И не напрасно. Когда она шла по аулу, то от неё словно исходили свет и тепло. Она всегда находила тёплые слова для взрослых, ласку и какие-то сладости для детей. Все от мала до велика буквально обожествляли её.

По словам приемной дочери Шолпан, она была красивой, полной женщиной. Была добродушной, улыбчивой. Она хорошо знала казахский, шила, вышивала, одевалась аккуратно. Когда выезжала с мужем в аул, надевала длинное с оборками платье, камзол. Неизменным оставался белый платок на голове, повязанный по-татарски. К мужу она обращалась почтительно «Торем» («Мой повелитель»). Главенствующую роль в семье играл, конечно, Ахмет. Но Бадрисафа не ограничивалась ролью скромной домохозяйки. Она принимала посильное участие во всех делах мужа. Благодаря ее гостеприимству дом Байтурсыновых стал местом сбора будущих лидеров партии «Алаш».

Бадрисафа не могла оставаться в стороне от политической жизни мужа. В 1909 году, когда Ахмета после первого ареста этапировали в Семипалатинскую тюрьму, Бадрисафа направила гневное ходатайство на имя Степного губернатора, в котором выразила глубокое возмущение принятым властями решением и просила передать ей мужа на поруки.

Во времена НКВД мужество ей пригодилось не раз. Когда Ахмет попал на Соловецкие острова в Архангельской области, Бадрисафа с приемной дочерью Шолпан отбывала ссылку в Сибири, в Томской области. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой — супруги писателя Максима Горького, работавшей в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем.

Свобода была недолгой: близились самые черные годы репрессий. Расстрел Ахмета Байтурсынова не прошел бесследно и для его супруги – ей приходилось менять место жительства, скрываться. По словам современницы Байтурсыновых Нурзипы Амировой, в 1937 году Бадрисафа была в Костанае. Во второй раз в нашем городе ее встречали уже в годы Великой Отечественной войны. Александ­ра Ивановна, по свидетельству Н. Амировой, выглядела гораздо старше своих лет, от былой красоты ничего не осталось, здоровье ее было подорвано.

Что случилось с женой после того как, Байтурсынова расстреляли, доподлинно неизвестно. Есть две версии: она умерла всеми забытая не то в доме престарелых, не то в доме инвалидов, не то в больнице, или же она закончила свои дни в поселке Каскат Мендыкаринского района, куда её сопроводил туда некто Касым Тогызаков лично знавший Ахмета Байтурсынова. Вероятней вторая версия. Так как в ходе расследования историк в доме престарелых следы её пребывания не нашел. Также есть сведения что Касым Тогызаков предупредил семью у которой ее поселили что она жена известного человека, но попросил никому об этом не рассказывать. После ее смерти, Александру похоронили за территорией кладбища, так как на родовом кладбище русскую хоронить нельзя было. Через какое-то время, талая вода размыла могилу и обнажила ее скелет. Так что, местные жители её перезахоронили.

С конца 90-х, когда академик Зулкарнай Алдамжар привлек внимание общественности к персоне Ахмета Байтурсынова, идет поиск сведений о нем. Экспедицию «Бадрисафа», организованную в ноябре 2009 года, можно считать продолжением этой многоплановой работы. Члены экспедиции собрали сведения о Бадрисафе в Алматы, в Оренбурге, в Томске. В результате в республиканской и местной прессе были опубликованы любопытные материалы. Так, в июне 2009 года в газете «Егемен Қазақстан» вышла статья журналиста Назиры Жаримбетовой. В 2010 году серия публикаций на эту тему появилась в региональных «Костанайских новостях». Их автор Людмила Фефелова по материалам экспедиции в соавторстве с Кабылахатом Сейдахметом написала даже пьесу «Ақ келін». Премьера спектакля состоялась в мае 2012 года в Костанайском русском драматическом театре (режиссер Александр Лиопа).

В этом же году на берегу реки Тобол вблизи села Каската Мендыкаринского района, где могла быть похоронена Бадрисафа Байтурсынова, была установлена памятная стела.

Сегодня поисковая работа продолжается. Помимо этого в городах и районах области демонстрируется спектакль «Ақ келін». Неплохо было бы показать его в других регионах страны, а также в Оренбурге и Омске. Это хорошая возможность популяризировать выдающихся деятелей, патриотов, интернационалистов, которые стояли у истоков независимости Казахстана. И показать, что время Алашорды – яркий период в истории не только казахов, но и других этносов, для которых Казахстан стал Родиной.

 

Шолпан Ахметовна Байтурсынова (приемная дочь Ахмета Байтурсынова)

У Ахмета и Бадрисафы Байтурсыновых своих детей не было, но они воспитали  детей родного брата Ахмета Байтурсынова – Машена.

В официальных источниках сохранились лишь три имени приемных детей Ахмета Байтурсынова: Аумат, Казихан и Шолпан – это родные племянники просветителя, которых он воспитывал. Но был и еще один приемный ребенок – Самырат Какишев, происхождение которого скрывали и при жизни Байтурсынова, и многие годы после его смерти.

Приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи, носила фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова.

Шолпан была удочерена Ахметом Байтурсыновым, когда ему было уже под пятьдесят. Тогда ей, дочери родного брата Ахмета многодетного Машена, было 5 лет.

За одно только родство с Байтурсыновым Шолпан отбывала ссылку вместе с приемными родителями в 1929-1933 годах, затем попала в детский дом, где она пережила и голод, и холод. Дети убегали в степь, ловили ящериц, лягушек и черепах, чтобы хоть что-то поесть. Одна пара обуви носилась по очереди двумя детьми. В школу часто бегали босиком. Одежды тоже не хватало, перебивались кое-как.

Шолпан тогда уже было 15 лет, поэтому и она надолго в детском доме не задержалась. Оказавшись без крова и куска хлеба, Шолпан не растерялась: прибавив себе три года, устроилась на временную работу счетоводом. Показала свои способности, и ее повысили в должности. Стала бухгалтером.

Дочь Шолпан, внучка Ахмета Байтурсынова, Айман Кабиденовна Байсалова вспоминала: «Мама вышла замуж за Кабидена Байсалова. Мой отец воевал с басмачами, в 1920-е годы был чекистом. Нас, детей, родилось четверо: Эрнст (1934 г.р., умер трехмесячным из-за несчастного случая), я, Айман (1936 г.р.), Булат (1937 г.р.) и Аида (1939 г.р., умерла в возрасте четырех лет). Сейчас из всех детей осталась я одна.

После ареста Ахмета Байтурсынова в 1937-м арестовали его брата Машена и расстреляли, а нас выселили. Жили какое-то время в поселке Баканас. Мама там работала бухгалтером в конторе «Заготскот».

Шолпан Ахметовну, как дочь врага народа Ахмета Байтурсынова в 1947-м арестовали и отправили в ссылку вместе с сыном Булатом (ему было 10 лет) в поселок Заярск Иркутской области. После освобождения в 1952 году она через год была арестована вторично. Окончательно освободилась только в 1956 году.

Со своей дочерью Шолпан Ахметовна встретились только в начале 1959-го.

Шолпан работала бухгалтером, ее дочь Айман – лаборантом, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком.

Весной 1959-го после продолжительной болезни скончался муж Шолпан, и она осталась одна. Она работала в больнице на Алма-Ате 1 бухгалтером.

Шолпан Ахметовна Байтурсынова умерла 27 ноября 1994 года.

Самырат Какишев (приемный сын Ахмета Байтурсынова)

Еще один приемный сын, имя которого долгие годы держалась в тайне – Самырат Какишев. Самырат – сын самого младшего брата Ахмета Байтурсынова Машена.

За одно только родство с Байтурсыновым дети отбывали ссылку вместе с приемными родителями в 1929-1933 годах, потом попали в детдом.

По воспоминаниям сына  Самырата Какишева – Серика Самыратовича «сам Байтурсынов в то время находился в ссылке, а мой папа (Самырат Какишев)– тогда еще совсем мальчик – попал в интернат. Там он жил вместе с сестренкой (Шолпан). Когда Ахмета освободили, и он вернулся в Алма-Ату, то стал искать родных и выяснил, что самый младший племянник в интернате. По просьбе Байтурсынова отца нашли и привезли в Алма-Ату. Тогда папе было 14 лет».

Жили какое-то время в поселке Баканас. Айман Кабиденовна Байсалова, дочь Шолпан Байтурсыновой вспоминала: «С нами жил и дядя Самырат, мамин родной брат. Он водил нас троих в детский сад, потом в школу. У него были какие-то неприятности на работе, мама за него боялась. При неожиданном стуке в дверь она прятала Самырата, заворачивала в кошму.

Началась война. Самырата призвали в армию. Бабушка никак не хотела с ним расставаться. Маме удалось уговорить летчиков «кукурузника», и отлет призванных задержался на сутки. С фронта Самырат вернулся в 1946 году с женой тетей Лидой и полуторагодовалой дочерью Светой. Тетя Лида – белоруска, с Самыратом они познакомились на оккупированной территории.

Тетя Лида знала немецкий и работала у немцев, а дядя Самырат попал в плен. Уж не знаю, как, но, по семейному преданию, тетя Лида вызволила его из плена, и они поженились, всю жизнь прожили вместе. Тетя Лида очень уважала всю нашу родню, дружила с нами, и мы ей отвечали тем же».

Такая таинственность объясняется просто: Самырат был самым младшим мальчиком в роду Байтурсыновых, и как говорят казахи, шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Ребенок, жизнь которого нужно было сохранить во что бы то ни стало, и это не раз делали все, кто хоть как-то был причастен к этой семье.

Как-то после ареста Ахмета Байтурсынова в его аул прибыли солдаты, они искали мальчиков, продолжателей рода. Тогда одна из женщин спрятала Самырата под казаном, тем самым сохранив ему жизнь.

Времена были тяжелые. Самырат всю жизнь носил фамилию Какишев и только зрелым человеком взял отчество Байтурсынович. О том, что он потомок одного из основателей правительства Алаш-Орды, мужчина практически никому не рассказывал. Об этом знали только самые близкие. Все это объясняется просто: двое старших приемных сыновей Байтурсынова сгинули в лагерях еще в тридцатых, а приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи носившая фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова, из-за гонений на приемного отца дважды сидела в тюрьме. Но, несмотря на трудное детство и родственника – врага народа, Самырат сумел крепко встать на ноги. В советские времена он был почетным строителем: его детища – гостиница «Казахстан» и баня «Арасан», и занимал различные посты на госслужбе. Но все равно тщательно скрывал свое происхождение. Самырат умер в 1997 году.

Самурат Какишев — сын младшего брата Ахмета Байтурсынова, основатель Фонда имени Ахмета Байтурсынова и дома-музея Байтурсынова в Алматы. В Доме-музее Ахмета Байтурсынова хранятся фотографии Шолпан и Самырата.

 

Аумат и Казихан (приемные дети Ахмета Байтурсынова)

После первого ареста Ахмета Байтурсынова Бадрисафу выслали в Кустанайскую область (следы ее затем затерялись), Шолпан определили в детский дом, а Аумат и Казихан, усыновленные Ахметом Байтурсыновым, остались одни, без поддержки, для детского дома они были уже взрослыми. Судьба подростков сложилась трагически. Они вернулись к себе на родину в Тургай, но их не приняли: избили и бросили в реку, в которой братья утонули.

 

Айман Кабиденовна Байсалова (дочь Шолпан Ахметовны Байтурсыновой, внучка Ахмета Байтурсынова)

Айман Кабиденовна вспоминала, что в 1934 году дедушка (Ахмет Байтурсынов) вернулся из тюрьмы в Алма-Ату, жил с ними на улице, которая теперь носит его имя, в доме, ставшем сейчас музеем Ахмета Байтурсынова. Айман не помнит деда, но, по словам мамы (Шолпан Ахметовны), он любил нянчиться с Айман.

После ареста дедушки в 1937-м году, какое-то время жили в поселке Баканас, где дядя Самырат, мамин родной брат, водил их в детский сад, потом в школу.

Судьба внучки Байтурсынова Айман Байсаловой складывалась сложно. Ее мать часто переезжала с места на место, как будто старалась выпасть из поля зрения органов госбезопасности. В начале 1950-х годов ее мать арестовали, и Айман дальше воспитывалась в семье своего дяди (племянника Ахмета Байтурсынова).

О родителях Айман ничего не знала. И никто не говорил о них, и она привыкла жить самостоятельно.

Айман вспоминала: «В 1948 году я поступила в ремесленное училище швейников с помощью дяди Самырата, работавшего там заместителем директора. Это была тогда полувоенная организация. У нас была форма: зимой – кашемировое коричневое платье, летом – обычное, хэбэшное, берет, брезентовые туфли. На вечерней проверке пели гимн. У нас учились девушки, отбывавшие срок. Потом они все определились, вышли в люди. Я училась в костюмной группе.

После окончания училища меня распределили в правительственное ателье мод, я помогала мастеру. Запомнилось, как уже в первый год моей работы в ателье заказала пальто Роза Багланова, я толком не знала, кто она такая, но трепет окружающих передался и мне. Помню, как приметывала рукава к пальто из коричневого драпа.

Вскоре я вышла замуж. Моя мама находилась тогда в тюрьме.

С матерью встретились в начале 1959-го. Она ко мне приходила какое-то время только на работу. Мама дарила подарки: манишку, зеркало, приносила что-нибудь покушать. Сначала мне было не по себе, мы постепенно привыкали друг к другу. Я не осознавала, что она моя мать. Вдвоем с отцом в те годы я их видела только раз».

Весной 1959-го отец скончался после продолжительной болезни, мать осталась одна. Младший брат Булат был в армии. Айман  ушла от мужа к матери (у них не было детей). Айман поменяла профессию, стала медиком, работала лаборантом в этой же больнице, где и ее мать Шолпан. Потом Айман перешла в железнодорожную больницу, оттуда вышла на пенсию по возрасту в 1991 году.

У Айман есть дочка Гульнара и внучка Асель.

 

Серик Самыратович (сын  Самырата Какишева, внук Ахмета Байтурсынова)

Серик Самыратович почти всю жизнь был Какишевым, это отец (Самырат Какишев) настоял на том, чтобы он взял фамилию великого предка. Это произошло уже в 90-е годы прошлого века.

Из воспоминаний Серика Самыратовича: «После этого, конечно, говорили, что я сделал это специально: мол, решил воспользоваться громкой фамилией. Но, знаете, это совершенно не так. Мне не нравится, когда меня воспринимают только как внука Байтурсынова. Ведь я и сам из себя что-то представляю. О том, что наша семья имеет к нему какое-то отношение, я узнал, когда был подростком. Но родители мне сказали, что никому рассказывать об этом нельзя. И я молчал. Мы смогли говорить о том, что мы Байтурсыновы, только в конце 80-х, когда дед был реабилитирован».

Внешне Серик Самыратович  абсолютный славянин, пошел в маму-белоруску. Из-за этого в его жизни возникало немало забавных ситуаций. Внук Ахмета Байтурсынова? Кто? Этот русский парень? Некоторые даже не верили. Но Серик Самыратович относится к этому с юмором.

– Так распорядилась природа, – улыбается он. – Вот мои родные сестры и мои дети похожи на казахов. А я пошел в маму, но ведь внешность не главное.

Серик Самыратович  Байтурсынов не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к строительству. Он всю жизнь занимался спортом. Сначала был футболистом, потом тренером, а потом стал руководителем. Сейчас он директор специализированной школы высшего спортивного мастерства.

– Мы всего добились сами: ни отец, ни я не могли воспользоваться родственными связями, – признается Серик Самыратович. – Хотя, конечно, после того как я стал Байтурсыновым, некоторые казахи стали относиться ко мне с большим вниманием. Все-таки Ахмет для нашего народа – это величина.

Некоторых из своих многочисленных двоюродных братьев и сестер Серик Самыратович даже не знает. Ближе всех для него семья Шолпан – его родной тети, той самой приемной дочери Байтурсынова. Ее дочь Айман – лаборант, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком. Сейчас их связывает музей, который появился на карте Алматы благодаря стараниям Шолпан и Самырата, который умер в 1997 году. Они сделали все, чтобы дом, который тогда принадлежал совершенно посторонним людям, сделали местом памяти великого казаха. Его близкие собираются здесь по праздникам. Главный за столом Серик Самыратович – теперь он хранитель шанырака. Человек, который должен передать следующим поколениям память о своем знаменитом предке.

 Интернет ресурсы 

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1677941-ahmet-bajtursynov-biografia-i-deatelnost-prosvetitela/
  3. https://fb.ru/article/351973/ahmet-baytursyinov-foto-biografiya-proizvedeniya
  4. https://stud.baribar.kz/23857/biografiya-i-tvorchestvo-akhmeta-baytursynova/
  5. https://yvision.kz/post/358072
  6. https://mix.tn.kz/mixnews/10-trogatelnyih-istoriy-lyubvi-velikih-lyudey-kazahstana-292715/
  7. https://www.kazpravda.kz/news/kultura/lubov-ahmeta-baitursinova/
  8. https://adebiportal.kz/ru/news/view/ahmet_baitursinov__obrazets_istinnoi_predannosti_kazahskomu_narodu__19621
  9. https://informburo.kz/obshchestvo/badrisafa-1192.html
  10. https://rus.azattyq.org/a/akhmet-baitursynov-anniversary/24700079.html
  11. http://www.museum.denisovka.kz/index.php/kz/2017-09-17-03-32-31/383-2018-04-24-15-03-00
  12. https://yvision.kz/post/793144
  13. https://nomad.su/?a=15-200301170016
  14. https://time.kz/articles/chastnyj/2016/02/17/sekreti-semi-bajtursinova
  15. https://rus.azattyq.org/a/akhmet-baitursynov-anniversary/24700079.html
  16. https://e-history.kz/ru/news/show/4272/
  17. http://gumanitaree.narod.ru/Baitursynov.htm
  18. https://time.kz/articles/chastnyj/2016/02/17/sekreti-semi-bajtursinova