История движения Алаш

Движение Алаш – национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции. Программным документом Алашского движения стала Каркаралинская петиция 1905 года. В конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш».

Демократы-просветители А.Бокейханов, А.Байтурсынов и М.Шокай искали пути развития казахского общества, руководили работой мусульманской фракции в Государственной думе. По их инициативе созданы журнал «Айкап» (1911 г.), газеты «Бірлік туы», «Сары-Арка», «Ак жол», которые на своих страницах вели большую пропагандистскую и просветительскую работу. Главной целью Алашского движения было самоуправление казахского народа, право народа на создание самостоятельного государства, ограничение переселения из внутренних районов России на казахские земли. Представители Алашского движения выступали за сохранение традиционного животноводства, развитие земледелия, промышленности, торговых отношений. Значительное место в их программе занимало развитие национальной культуры, образования и казахского языка. Алашское движение возникшее в годы революции 1905 — 1907 гг. в России, достигло пика в 1917 г.

Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства.

Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные — из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции.

Главными программными задачами партии провозглашались: освобождение страны от колониального порабощения; выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран; осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества.

Программа партии «Алаш» придерживалась объединения казахского общества не по классовому принципу, а на основе общенационального единства.
Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность.

Несмотря на то, что все политические структуры были уничтожены большевиками, Алашское движение не сразу ушло с арены политической борьбы. Его принципы поддерживали Т.Рыскулов, С.Асфендияров, С.Кожанов, С.Садвакасов и Ж.Мынбаев.

Ряд лидеров Алашского движения не покинул арену идеологической деятельности. По сведениям ряда источников, в 1920 году А. Букейханов призывал молодежь, подверженную идеям «Алаш» и не замеченную прежде в открытых выступлениях против советской власти, вступать в партию большевиков, войти в доверие новой власти и посредством этого служить национальным интересам. В условиях советской власти этот призыв лидера казахской интеллигенции был своеобразным выходом из сложившейся ситуации. Десятки алашевцев, в их числе С. Садвокасов, Ы. Мустамбайулы, Ж. Султанбеков, Н. Нурмаков, вступив в ряды партии большевиков, участвуя в осуществлении верховной власти, тем самым приложили все усилия, чтобы советская власть в Казахстане приобрела национальное содержание.
С середины 20-х гг. ХХ в. параллельно по официальной линии проводилась кампания по извращению ключевых вопросов истории казахского народа (история присоединения Казахстана к России и национально-освободительное движение в крае), писались «заказные» исследования по ним.
Ответной реакцией на это насилие в духовной жизни стали выход в свет таких произведений казахской истории и литературы, как «История раздела казахской земли», «История казахского народа» Телжана Шонанова и «Бывшие инородцы» Кошке Кеменгерова, «Материалы к истории киргиз-казахского народа» и «Ақтабан шұбырынды» (Великие бедствия) М. Тынышпаева, сборники «Аламан» и «Исатай-Махамбет», составленные и изданные X. Досмухамедовым и др., не потерявшими научно-познавательного значения и в настоящее время.

Этим принципам отвечала попытка М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Амангали Сегизбаева по разработке платформы (программы) литературной организации «Алка», которая в результате вмешательства ОГПУ, окончательно не оформилась.

Работа продолжалась и за границей. Об этом свидетельствует деятельность Мустафы Шокая, который в течение 10 лет выпускал за рубежом журнал «Яш Туркестан» («Молодой Туркестан») (1929 – 1939 гг.). Эмигрировавшие представители Алашского движения ставили целью политическую борьбу за национальную свободу Казахстана, ратовали за объединение с соседними мусульманскими странами. Многие деятели Алашского движения подверглись репрессиям.
Политические ориентиры, избранные лидерами Алаш-Орды в начале XX века, подтвержденные областными съездами казахов остались неизменными, и были направлены на создание казахской автономии, на созыв учредительного собрания и защиту прав и свобод своего народа.

Литература:

1. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш-Орда / гл. редактор А.У. Кувандыков; ред.: С.К. Игибаев, Г.М. Ахметова. — Усть-Каменогорск: Изд-во «Берель» ВКГУ им. С. Аманжолова, 2013. — 204 с.
2. История Казахстана: энциклопедический словарь. – Алматы: Аруна, 2010. – С.37-38
3. Казахстан: национальная энциклопедия / гл. ред. Б.Аяган. – Алматы: Гл. редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004. – С.168-169
4. Кыдыралина Ж. Нация и история. – Астана: Елорда, 2009. – 304 с.

Дополнительная литература:

1. Аккулулы С. Демократическое самоуправление в степи // Спектр. — 2016. — 21 декабря. — С.8
2. Аманжолова Д.А. Автономия Алаш — идея и практический опыт политической и территориальной консолидации // История Казахстана: преподавание в школе. — 2014. — № 1. — С.16-29
3. Аманжолова Д.А. Движение Алаш в 1917 году. — М., 1992. — 33 с.
4. Аманжолова Д.А. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. — Издательский дом «Таймас», 2009. — 412 с.
5. Аманжолова Д.А. Алаш-Орда: квитэссенция правды // Спектр. — 2016. — 16 ноября. — С.8
6. Аманжолова Д.А. Алаш: исторический смысл демократического выбора. — Алматы: «Таймас» Издательский Дом, 2013. — 400 с.
7. Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. В 3-х т. Т.3. Документы, допросы и ответы. Синхронные переводы. Материалы судов. Конфискованные письма. — Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. — 425 б.
8. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш Орды / гл. редактор А.У.Кувандыкова, С.К.Игибаев, Г.М.Ахметова. — Усть-Каменогорск: «Берель» ВКГУ им.С.Аманжолова, 2013. — 204 с.
9. Илеусизова Б.К. Движение Алаш / Б. К. Илеусизова // История Казахстана: преподавание в школах и Вузах . — 2012. — №6. — С. 54-59
10. Илиуф Х.М. К вопросу об этнониме «Алаш» // Абай. — 2008. — №3. — С.90-92
11. История Западного отделения Алаш. Сборник научных статей / под ред. М.Н. Сдыкова. — Уральск, 2012. — 356 с.
12. Кадырова Л. Как легенда…: 90-летие Алашорды // Спектр. — 2009. — 18 февраля. — С.13
13. Карибжанова В. П. Трехтомник «Движение «Алаш» профессора Т. К. Журтбая // История Казахстана: преподавание в школе. — 2013. — № 8. — С.38-40
14. Кеменгер К. Алаш и национальное востоковедение // Мәдени мұра = Культурное наследие. — 2015. — №3. — С.118-122
15. Кузгумбаева Ж. Г.Н.Потанин и «Граждане Алаша» // Абай. — 2008. — № 1. — С.39-43
16. Кусайынулы К. Изучение архивных материалов движения «Алаш» // Мысль. — 2013. — №3. — С.77-82
17. Ламин В. Сибирские автономисты и деятели «Алаш-Орды» // Абай. — 2008. — №4. — С.15-17
18. Макен Е.З. Установление Советской власти, движение «Алаш», развитие промышленности, науки и культуры в 20-30-е годы. // История Казахстана: преподавание в школах и Вузах . — 2009. — №11. — С.22-24
19. Нурмагамбетова Р.К. Движение Алаш и Алаш-Орда: историография проблемы 1920-1990-е годы ХХ века. — 2003. — 153 с.
20. Славина Л. История под грифом «секретно» // 7 дней. — 2007. — 12 янв. — С.3