Кудайбердиев Шакарим

Первый брак Шакарима-Мауен Бесбайкызы 

Мауен Бесбайкызы – старшая жена Шакарима. Мауен  родилась в семье Бесбая в селе Байторе, который принадлежал к роду Торгай. «Бабушка Мауен была человеком с сильным характером, она не боялась выражать свое мнение и всегда говорила то, что думала. Ее сильный характер позволял ей слушаться только Шакарима, поэтому подчинялась она только ему. Бабушка казалась всегда очень спокойным и аккуратным человеком. Это подтверждают воспоминания, когда царила суматоха и все были напуганы происходящим, бабушка не торопясь собирала чемоданы», — вспоминает Камила Капыркызы.

Было время когда Шакарим влюбился в молодую девушку Айганшу из ногайского села и уже собирался ехать на сватовство, но отец девушки был не согласен с обычаем отдать свою дочь в семью, где уже была старшая жена. Тогда Шакарим с двумя своими верными друзьями с согласия Айганши увозит ее из семьи отца. В это дело вмешивается и Абай, именно он решает, что нужно соблюсти казахские традиции и заплатить приличный калым за девушку, и все же родители Айганши были против. Несмотря ни на что Шакарим привез Айганшу в свой дом в качестве второй жены. Когда Айганша переступила порог дома Шакарима, его первая жена Мауен очень радужно встретила ее со словами «Приехала моя дорогая», при этом поцеловав ее в щеку.

Мауен родила Шакариму двух сыновей – Абусуфиян (Суфиян) и Ахмедтауфик. Ахмедтауфик умер очень рано, поэтому никаких воспоминаний о нем не сохранилось.

 

Потомки Шакарима, рожденные старшей женой Мауен Бесбайкызы Абусуфиян (Суфиян) (1865-1925) 

Абусуфиян (Суфиян) – первый сын Шакарима, рожденный его старшей женой Мауен.

Старший сын Шакарима в свое время прославился хорошим певческим голосом. Его первой женой была девушка Загипа из богатого села. Их первая дочь прожила не долго и в возрасте двух лет умерла.  Современники рассказывали историю о том, что Мауэн, обняв тело мертвой внучки, долгое время никому ее не отдавала. Скорбящие родственники обращались к ней со словами: «Сейчас лето, и труп быстро испортится», но Мауен была подавлена горем и не отпускала труп ребенка. Тогда Толеухан и Жалиш силой отобрали у Мауэн тело ее внучки и похоронили. Этот поступок очень ранил Мауен и она велела невесткам не кормить Толеухана и Жалиш. Вскоре после смерти единственной дочери Загипа также умерла.

Вторая жена Абусуфияна Сапура родила дочь Майману и сына Талгатбека. Потомками Майманы являются Газиза и Мампаси, у Талгатбека — Бериги. Шамиль, Галия и Калима также являются потомками Шакарима от жены Суфьяна. У Шакарима также есть потомки от этих внуков. Сейчас они проживают в Абайском районе города Семей Карагандинской области и в городе Балхаш.

 

Вторая жена Шакарима – Айганша Махмуткызы 

Айганша Махмуткызы – вторая жена Шакарима, на которой он женился по великой любви. Айганша родила Шакариму пятерых сыновей и трех дочерей. Это: Габдулгафур (Гафур) (1883-1930), Габдулла (Кабыш) (1887 – 1932), Жибраил (умер в младенчестве), Габдулахад (Ахат) (1900-1984), Зият (1903-1937), Кульзия (Кампит – умерла в раннем возрасте) Жаким и Гуллар (Гульнар) (1912 – 1970).

Айганша – была родом из ногайского аула. Будучи в гостях у Ыбырая, сына Махмута, Шакарима потрясла красота старшей дочери, которую звали Айганша, но отец девушки твердо дал понять, что в ногайском роду никто не имел нескольких жен, поэтому даже шутки о казахских баях, заводивших по три жены, считал неуместными.

Не смотря на запреты рода Айганши быть второй женой, на немой укор первой жены Мауен, Шакарим решает жениться на Айганше, тем более что и Айганша искренне его полюбила и была не против стать его второй женой. Единственным выходом из этого положения Шакарим видит кражу Айганши из ее отеческой семьи. Этот поступок враждебно настроил семью Айганши против Шакарима, однако мудрые наставления Абая и переговоры с родственниками привели к миру и согласию между двумя семьями и родами. Благодаря своей гибкости, Айганша стала уважаемой невесткой в ауле, которую любовна называли «Май апа» .

После расстрела Шакарима Айганша, ее дети Гафур и Кабыш, а также ее внук Баязит подверглись преследованиям со стороны НКВД и подверглись пыткам и издевательствам.

Информации о дате смерти Айганши, к сожалению не сохранилось, даже ее сын Ахат не написал об этом в своих воспоминаниях.

 

Потомки Шакарима, рожденные от Айганши Махмуткызы 

Габдулгафур Шакаримулы  (1883-1930)

Габдулгафур (Гафур) — сын Шакарима от Айганши. О детских и юношеских годах Гафура, не сохранилось никаких сведений. Поэтому не просто понять, как в нем возник непоколебимый дух, сродни шакаримовскому, который возвел его в страшном 1930 году на «голгофу». Если судить по ряду воспоминаний родственников, Гафур очень походил на отца характером – сдержанным и твердым. Очевидно. Отец уделял много внимания сыну, занимался его обучением и воспитанием, развивая особое мироощущение. И с большой долей вероятности можно говорить, что Гафур был любимым сыном Шакарима.

1 февраля 1930 года Гафур был арестован за невыполнение норм сдачи мяса, шерсти и костей. С ним забрали  в тюрьму и сына Баязита. Имущество и скот были конфискованы. Дело заключенных Гафура и Баязита в Семипалатинской тюрьме почему-то не двигалось. Гордый, свободолюбивый, непокорный Гафур, унаследовавший от отца чувство собственного достоинства, очень тяжело переносил заключение. Физическую несвободу воспринимал как подавление свободы духа. Газиза — жена его двоюродного брата Медеухана вспоминала: «Гафур был очень сдержанным человеком. Характер у него был тяжелый. Когда мы приносили еду в тюрьму, обычно все заключенные выглядывали в окна. А вот Гафур никогда не выглядывал. Мы с Медеуханом брали на руки наших детей Камрана и Алимхана и кричали: «Гафур-ага! С вами пришли поздороваться дети». Услышав детские голоса, сын кажы наконец выглядывал в окно. Вот так мы в последний раз увидели Гафура живым». Воспоминания Газизы сохранила в памяти и записала впоследствии дочь Гафура Камиля.

По словам работников семипалатинской тюрьмы, 6 июля 1930 года Гафур перерезал себе горло и умер. Это весьма подозрительная версия, но подтвердить или опровергнуть ее трудно ввиду отсутствия каких-либо свидетельств. После смерти в Семипалатинской тюрьме Гафур был похоронен на станции «Улыкыз» над старой дороге Семей-Архат-Аягуз.

 

Габдулла (Кабыш) Шакаримулы (1887-1932)

Габдулла (Кабыш) Шакаримулы – второй сын Шакарима, рожденный Айганшой. Свой след в истории оставил как поэт и певец, продолжатель поэтической школы Абая.

Дошедшие до нас стихи Кабыша наглядно демонстрируют школу великого Абая. Ахат – брат Кабыша говорил о своем брате: «Способностей у  Кабыша было больше, чем у всех нас, но, к сожалению он умер раньше срока». Одно из стихотворений Кабыша посвящено Шакариму, суть которого сводилась к тому, что Шакарим был разносторонним и уважаемым человеком: ученым, хаджи,

Кабыш, также как и все дети Шакарима не избежал тяжелой судьбы, тоже сидел в тюрьме и, сбежав из заключения, по дороге умер от голода в 1932 году. Тело его было найдено в степи. За голенищем сапога Кабыша нашли потрепанную тетрадь, где были записаны его последние стихи. В своих стихах Кабыш пишет, как он хочет повидаться с родственниками и как он хочет вдоволь наесться хлеба. От его брака Кабыша с Машим Капият родилась дочь, которая воспитывалась в детском доме.

 

Ахат Шакаримулы Кудайбердиев (1900-1984)

Кудайбердиев Ахат Шакаримулы – педагог, поэт, общественный деятель.  Родился Ахат  в 1900 году у подножия горы Чингистау. Окончил Казахский педагогический техникум в Семипалатинске  в 1927 году и КазПИ в 1935 году. С 1927 по 1934 год работал учителем в сельских средних школах, в 1934-1939 годах в Шымкенте, в Жамбылской области, до 1967 года в школах Алматинской области. Ахата, как и всех родственников рода Кунанбая не обошла стороной участь ареста. С 1969 по 1984 год он был директором музея Абая в Жидебае.

В течение нескольких лет Ахат был заключен в тюрьму, подвергался допросам и издевательствам. Ахата Шакаримулы репрессировали как «врага народа», «сына бандита», сослали в Сибирь. Ахат Шакаримулы был сослан в Сибирь. Когда вышел лозунг «Дети не должны отвечать за отцов» он написал письмо напрямую Сталину, и в конце концов получил свободу. О том, какие трудности он пережил, красноречиво могут рассказать три попытки суицида (1931, 1932, 1937 гг). В последний раз, в 1937 году, казалось, все должно было привести к прекращению мучений: Ахат вонзил себе в грудь иглу, но … остался жив. Впоследствии выяснилось, что острие иглы чудом остановилось, достигнув околосердечной сумки. Несмотря на испытания, именно ему удалось сохранить многие рукописи своего отца. В домбровом исполнении Ахата сделаны нотные записи песен Шакарима.

Стихи и песни Ахата глубоко затрагивают судьбу страны, социальное положение народа.

Ахат Шакарим был не только сыном паломника, но и учеником. Во всех своих произведениях он часто обращается к наследию своего отца и духовного учителя Шакарима. Ахат оставил после себя богатое литературное наследие. С 1915 по 1928 год он написал около 130 лирических стихов. Стихи начал писать в 15 лет. Его стихи «Толеутай», «Коканд», «Курдастар» очень близки по жанру к устной литературе.

Не смотря на обвинения Шакарима как врага народа Ахат не останавливал свою деятельность по сбору наследия своего отца, он собрал литературное наследие и песни Шакарима, поместил их в двух томах и распространил по музеям и библиотекам. Ахат не оставлял надежду на реабилитацию отца и постоянно писал письма в правительственные органы о невиновности Шакарима. Ахат в своем стремлении оправдать отца был не одинок, его поддерживала казахская интеллигенция, и, наконец, он получил радостную новость о том, что «Шакарим Кудайбердиев оправдан», подписанную 29 октября 1958 года прокурором Управления государственной безопасности СССР.

В 1961 году Ахату позволили выкопать останки своего отца, пролежавшего в пустом колодце почти 30 лет, он перезахоронил его возле кладбища своего великого учителя Абая.

Произведения Ахата Кудайбердиева, посвященные популяризации наследия Абая и Шакарима, были переведены на арабский язык кириллицей и составляют целый пласт казахского литературного наследия.

26 июня 1984 года в основной фонд музея Абая в Семипалатинске Ахат передал бесценное наследие Шакарима: 36 документов, 51 рукопись (733 строки стихов, 25431 строка стихов, 813 страниц прозаических произведений, воспоминаний и рассказов).

Жизнь и творчество Ахата Шакаримовича Кудайбердиева, внесшего значительный вклад в изучение творчества Абая и Шакарима, были изучены и собраны в несколько трудов, раскрывающих деятельность Ахата, это книги «Ахат» (1997), «Акын аманаты» (2000), изданные доктором медицинских наук, членом Союза художников Казахстана М.Т. Алиакпаровым. Композитор и журналист А.А. Ахметжанов в областной газете «Семей таны» и республиканском журнале «Абай» написал воспоминания о музыкальных произведениях Ахата.

Ахат Шакаримович награжден орденом Трудового Красного Знамени, Знаком Почета и медалями.

Умер Ахат Шакаримулы в 1984 году и похоронен в урочище Жидебай, рядом с отцом.

У Ахата Шакаримулы были сын и дочь по имени Рух от первой жены Сагилы, которые умерли во время голода в Семипалатинске в доме дочери Шакена Райхан. В 1931 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения, после чего не смог выехать за город и поселился в Алматы, где женился на своей второй жене Хадише (Каден). Потомки от Хадиши — Сара (1928, отец другой), сын Фзули (1942-1983). Потомки Сары — Ляззат (1950), Фзули — Даулет (1982). Все живут в Алматы.

 

Зият Шакаримулы (1908-1937) 

Зият Шакаримулы – поэт, драматург. С малых лет он был умным и образованным молодым человеком, в 1934 году окончил краткосрочные педагогические курсы в г. Сарысумбе Восточного Туркестана, работал в отделе образования Алтайского края. Зият вырос таким же умным и мудрым, как его брат Ахат.

Шакарим пытался уберечь хоть кого-то из своих детей. 1 октября 1931 года – за день до своей гибели – поэт отправил младшего сына Зията с семьей в Китай. Последним словом стало «прощай», последним подарком – любимый конь, последним воспоминанием об отце – его лицо под серым низким небом, проливающим слезы мелко моросящим дождем. Позже, уже находясь вдали от родины, Зият напишет единственную дошедшую до нас поэму «Сiлбе», описав в ней свой последний день в родных краях. Когда уже в наше время Ляззат Альжанова встречалась с очевидцами, старая свидетельница тех далеких дней вспоминала о предпоследнем дне жизни Шакарима такими же словами, что и Зият: «Моросил дождь…». Увы, усилия отца не уберегли Зията. Агенты спецслужб настигли его, несмотря на границы: сначала арест в 1931 году, а в 1935-м, как гласит официальная версия, он пропал без вести.

Зият был признан среди китайских казахов, в Китае ему помогали его соотечественники, которые хорошо знали Шакарима. Зият пропагандировал наследие своего отца и писал стихи и песни. Он был активен в сфере образования и развлечений в стране. Впервые в регионе он написал пьесу «Аюбай, Үкірдай» и поставил ее в Сарысумбае. Пьеса разоблачает грубость и насилие невежественных богачей. Ранее он поставил спектакль «Шал и детский айтыс», направленный на приобщение молодежи к науке и образованию.

В 1935 году он стал руководителем развлекательного отдела казахстанско-киргизской образовательной организации в Урумчи, центре современного Синьцзян-Уйгурского автономного района, и заведующим литературным отделом казахстанского издания газеты «Синьцзян». Вместе с Мукашем Жакеулы он перевел на казахский язык гимн, посвященный Майской революции, и разослал его молодежи. Он также написал много лирических стихов и известен своими стихами.

Также он работал режиссером и ставил такие пьесы, как «Каракоз», «Шуга», «Калкаман и Мамыр», «Жалбыр». Автор «Посвящения трагической гибели Шакарима» (1932), «Бурый конь» (1935). Широко пропагандировал в народе стихи и произведения Абая и Шакарима. Особое внимание уделял обучению школьников песням Абая и Шакарима.

Жизнь Зията оказалась нелегкой, будучи уже в Китае, он столкнулся с множеством трудностей и услышал о смерти отца. Все свое горе он воплотил в стихах, в Чугучаке в память о своем отце написал эпос «Сілбе».

В 1937 году Зият вместе с другими представителями казахской интеллигенции того времени был арестован правительством Цин Шисая, которое вступило в сговор со Сталиным в Синьцзяне, и больше не вернулся. По некоторым данным, он был застрелен в Урумчи в 1937 году, а по другим данным, он был заживо похоронен в 1940 году на берегу озера Саяпыл к востоку от Урумчи.

У первой жены Зията Кульжикен родился сын (вероятно, Мырзаказы). Зият, спешно переехавшая в Китай, женился во второй раз. В 1936 году Зият женился на дочери учителя Сейтказы Мунире, от которой у него родился сын, и назвал его Мереке. Потомки от Мереке — Нурлан (1966), Гаухар, Меруерт, Сауле — живет в Алматы.

 

Гулнар (Гуллар) Шакаримкызы (1917-1970) 

Великая скорбь Шакарима началась после смерти Гафура. Шакарим в скорби пишет своей дочери Гуллар траурные слова, которые нужно читать, сохраняя траур, и Гуллар и дочь Гафура по очереди произносили его вслух.

Дочь Шакарима Гуллар также написала траурные стихи В память о своем невинно расстрелянном отце. В настоящее время сохранено 46 строф.

Абзал Карсартов не только расстрелял Шакарима, занимавшегося творчеством в степи, но и стал организатором лагеря в степях Чингизтау, в который привозили измученных и голодных людей, среди которых были и дети Шакарима сын Кабыш, дочь Гуллар, дочь Абая, которых пытали днем и ночью. Не выдержав такой жизни Гуллар выпила яд, решив таким образом покончить с жизнью. К счастью, это заметила дочь Абая, она тайком пробралась в пастушеский домик,  набрав там молоко, напоила им Гуллар, таким образом, вернув ее к жизни. После этого случая Гуллар с большим трудом была освобождена из тюрьмы и тайно была доставлена в Алматы.

Сын Гуллар, Фатих, вспоминая свою мать пишет: «У моей матери был твердый характер. В молодости она была очень мужественным, прямолинейным  человеком, не отступавшим от своих принципов. Всю свою жизнь она не любила, когда ее хвалили».

Гуллар Шакаримовна жила простой жизнью. Репрессивная машина Советского Союза заглушила ее талант и наложила определенный отпечаток на судьбу. Однако Гуллар через всю свою жизнь пронесла уважение к великим идеалам своего отца. В одном из своих стихотворений она писала о том, что ее отец жил для людей и своим творчеством передавал мысли о правильной жизни.

Гуллар жила в совхозе имени Калинина Алматинской области и умерла в 1970 году. Ее муж погиб на Великой Отечественной войне. Дети Гуллара: сын Фатих, ныне бизнесмен, его дочери Гульмира и Роза замужем, племянницы и племянники живут в Алматы.

 

Баязит Габдулгафурулы (1908-1931) 

Баязит – внук Шакарима, сын Габдулгафура.

Тяжелая судьба страны в 1928-1929 годах коснулась всех родственников Шакарима. Не смотря на социальное положение, богатство или бедность, их всех преследовали, арестовывали и сажали в тюрьмы. Потомки Шакарима страдали и подвергались жестокому обращению. Единственная сестра Баязита Габдулгафурулы Камила Гафуровна в мемуарах «Жазалы жүрек жазылмай» писала: «Мой единственный брат Баязит был освобожден из тюрьмы в 1931 году и на обратном пути в деревню он попадает в круговорот тяжелых событий в степях Чингистау, узнает о гибели дедушки, отца и многих родственников, разруха и голод, с которыми он боролся, спустя 5-6 дней довели его до самоубийства». Он похоронен возле моей бабушки Мауен. У изголовья могилы стоит камень. 

 

Мереке Зиятулы (1938-2016) 

Мереке Зиятулы – внук Шакарима. Когда потомки Шакарима подверглись гонениям, Зият был вынужден переехать в Китай по просьбе отца. Он был арестован вместе с элитой страны в 1937 году во время массового гонения интеллигенции Синьцзяна.

Мереке был сыном Зията. Он родился 8 апреля 1938 года в Китае. Его мать, Нуртаева Мунира Сейтказиевна, изучала русский язык в Урумчи, свободно говорила на китайском и уйгурском языках, работала учителем в Сарысумбе на Алтае. С помощью матери Мереке впервые научился читать и писать. После того, как Мунира Сейтказиевна умерла от брюшного тифа в 1946 году, Мереке находился на попечении Бердеша, сына Азимбая Такежана, родственника, приехавшего в Китай со своим отцом. Переехал в Зайсан 10 мая 1955 года. В августе 1956 года его брат Ахат Шакаримович, искавший родственников, привез Мереке в Талгар.

Мереке Зиятович служил в Красноярском крае три года. До выхода на пенсию работал в сельском хозяйстве Алматинской области. Как и его дедушка читал наизусть стихи Шакарима. Мереке проживал в Талгарском районе Алматинской области. Позже он часто навещал родные края у подножия Чингистау. Он был женат на Кларе Муканкызы, его дети от этого брака — Нурлан, Гаухар, Меруерт и Сауле.

19 сентября 2016 года на 78-м году жизни в селе Бесагаш Талгарского района Алматинской области Мереке Зиятович скончался.

 

Список литературы:

  1. Абылкасов Т. Люди и книги //  Спектр. — 2021. — 24 марта. — С.8
  2. Амребаев А.М. Мировоззрение Шакарима Кудайберды улы в культурно-историческом контексте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Алматы, 1994. — 22 с.
  3. Аубакиров Э. Поэма, перечеркнутая пулей // Экспресс К. — 2018. — 10 июля. — С.2
  4. Аюпова Г.К. Эпическое наследие Шакарима Кудайбердиева в свете казахских литературных связей и традиций: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Алматы, 1997. — 24 с.
  5. Белякина А. Память во имя будущего // Я люблю Семей. — 2014. — №06. — C.20-27
  6. Вопросы шакаримоведения: собрание научных трудов. Т.5. — Алматы: Раритет, 2007. — 480 с.
  7. Грабченко Г.А. Ветераны побывали на родине Абая // Спектр. — 2018. — 17 октября. — С.9
  8. Григорьева Г. Путеводная звезда // Спектр. — 2018. — 17 октября. — С.4
  9. Гуляева Е. Славный потомок Шакарима // Спектр. — 2021. — 27 января. — С. 9
  10. Естаева Г. Символ величия и света // Рудный Алтай. — 2020. — 30 июня. — С. 1
  11. Кадралинова М.Т. Историческая действительность и концепция личности в казахской литературе начала ХХ века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Алматы, 2005. — 49 с.
  12. Канапьянов Б. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904). Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) // Абай. — 2003. — №3. — C. 65-70
  13. Кратенко А. Стихи, восставшие из пепла // Экспресс К. — 2018. — 17 мая. — С.2
  14. Мансуров Т. Чемодан, полный скорби // Экспресс К. — 2018. — 22 ноября. — С.1
  15. Соболевская С. Славный потомок Шакарима // Рудный Алтай. — 2021. — 23 января. — С. 3
  16. Султанбеков М. Абай и Шакарим в XXI веке: книга о двух классиках. — Семей: Семей Печать, 2015. — 345 с.
  17. Сыдыков Е. Шакарим. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 351 с. – (Жизнь замечательных людей)
  18. Шакарим. Избранное / пер. Вс. Рождественский. – Семей-Новосибирск: Талер-Пресс, 2007. — 100 с.
  19. Шакарим. Мое время / сост. Т. Шанбай. – Астана: Аударма, 2010. – 408 с. — (Библиотека Казахской Литературы) .