Торайғыров Сұлтанмахмұт (1893-1920)

12Султанмахмут Торайгыров – выдающийся представитель казахской литературы ХХ века, поэт и писатель, демократ по убеждениям.

С.Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. В 1912 году поступил в медресе Якушева в Троицке, но через год оставил учебу из-за болезни. Летом 1913 года Торайгыров учительствовал в ауле близ Троицка и становится секретарем редакции журнала «Айкап», на страницах которого выступает как поэт, публицист и литературный критик. Автор художественных очерков «Как я чуть не лишился рассудка», «О книгах стихов на казахском языке» и др. После Февральской революции 1917 года Султанмахмут переезжает из Томска в Семипалатинск и поступает на службу в областной комитет по работе с местным населением. В своем стихотворении «К молодежи», «К учащимся» поэт призывает молодежь к культуре, а в публистической статье «Я опечален» указывает на недостатки в системе образования, на трудности, которые стоят перед теми, кто стремится к знаниям. В стихотворении «Во сне я видел жалостное положение», которое написал в 1912 году, Торайгыров впервые обращается к теме, которая станет одной из ведущих в его творчестве, — к социальному положению и судьбе казахской женщины. Лирическое творчество Султанмахмута разнообразно по тематике и эмоциональному настроению, но основное место в нем занимают социальные мотивы. В стихотворении «Во сне», «Кто они», «Вчерашний сон – сегодняшнее дело» ставятся злободневные общественные проблемы. Жизнь современного аула, тяжелое положение народа показаны в стихах «Праздник», «Кочевка» и «Кумыс». Образцом философской лирики является стихотворение «О мир», в котором размышления поэта о мироздании, месте человека во Вселенной, его величии и ничтожности постигают подлинной диалектичности. Важное место в творчестве Торайгырова занимают поэма «Кто виноват», в которой показаны исторические перемены в казахской степи и философская поэма «Жизнь в заблуждениях», в которой каждая глава посвящена определенному этапу в жизни человека. Поэма «Бедняк» в идейно-художественном отношении близка к ней. Плодом творческих поисков стал один из первых казахских романов «Красавица Камар». По своей жанровой форме является переходным для казахской литературы и опирается на традиции восточного дастана – эпического повествования в стихах и прозе.

После революции Торайгыров был назначен председателем революционного комитета Шидертинской волости, активно участвовал в работе Советов. Однако новое обострение туберкулеза, которым поэт болел долгие годы, привело к тому, что 21 мая 1920 года его не стало.
Он скончался в возрасте 27 лет. Несмотря на столь молодой возраст, он оставил богатое литературное наследие, благодаря чему вошел в историю казахской культуры как активный борец за продвижение своего народа к прогрессу.

Литература:

1. Акбаева Л. Проблема человека в мировоззрении С.Торайгырова: Учеб. пособие. — Алматы: Қазақ университеті, 1993. — 104 с.
2. Кусайынулы К. Изучение архивных материалов движения «Алаш» // Мысль. — 2013. — №3. — С.77-82
3. Қазақ прозасы. Хрестоматия. ХХ ғасыр. Т.3. — Алматы: Ғылым, 2001. — 670 б.
4. Торайгыров Султанмахмут // Казахи в России: биографический сборник в 2-х томах. Т.1. — Москва: ВеГа, 2007. — С.111-112
5. Султанмахмут Торайгыров // Исторические личности / сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: Алматыкітап, 2007. — С.157-158
6. Торайгыров Султанмахмут // Казахстан: национальная энциклопедия. Т.5. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2006. — С.229-230